RSS«Топ 10» северокавказской блогосферы

Как нанести ущерб 400 дагестанским памятникам культуры и истории - ТГ-канал Abdulhalikoff (Дагестан)

17:12, 11 мая 2024

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

1. Как нанести ущерб 400 дагестанским памятникам культуры и истории - ТГ-канал Abdulhalikoff (Дагестан):

2. И Год Сулеймана Стальского близится к экватору. - ТГ-канал ESEDOV (Дагестан):

3. Сергей Меликов устроил разнос... - тг-канал "Спросите у Расула" (Дагестан):

4. Партия «Ныхас» видимо решила... - ТГ-канал "БОНВ[Ӕ]РНОН" (Осетия):

5. Молодой ученый, педагог... - Хаджи Мурад Доного, Дагестан:

6. Изменений серьезных в Южной Осетии не будет - ТГ-канал Sӕrmӕt Dzhussoity (Осетия):

7. отличный фильм, советую! - ТГ-канал Sid[æ]mon (Осетия):

8. Сегодня ехала из Каспийска - ТГ-канал @chernovik.net (Дагестан):

9. 29 членов Палаты представителей Конгресса США... - Джусойты Сослан, Осетия:

10. Я собираюсь уехать... - ТГ-канал "Феминизм. Кавказ":


1. Как нанести ущерб 400 дагестанским памятникам культуры и истории - ТГ-канал Abdulhalikoff (Дагестан).

Как нанести ущерб 400 дагестанским памятникам культуры и истории

28 апреля в Махачкале в выставочном пространстве "Темп" открылась персональная выставка "Ихтилат" художника Калеба Шмидта. На выставке представлена коллекция из сотни "эстампов", сделанных с рельефов памятников резкого искусства из разных сел Дагестана: резные камни в стенах домов, надмогильные памятники, рельефы стен зданий, надмогильные стелы из Куяда и Чоха, двери табасаранских мечетей, стелы старых кладбищ Дербента и т.д. Почему слово эстамп в кавычках? Потому что при создании эстампов, фроттажей либо иных способов графической фиксации изображения, рельефа на поверхность не наносятся красящие вещества либо же исходя из материала и состояния объекта и целей исследования может быть использовано что-то легкоразрушающееся, естественное и моноцветное, например, протирка травой плохо различимой надписи на плите.

Что же сделал наш "художник"? В течение нескольких месяцев он методично от села к селу работал и наносил краски на 400 (!) памятников дагестанской истории и культуры, затем приставлял к поверхности листы бумаги, где надо прижимал или применял иным образом физическую силу, если не получалось, повторял процедуру, чтобы получить "красивые картинки". Сотню из них он отобрал для названной выставки. При этом он даже не потрудился атрибутировать свои "произведения", нет никакой информации об оригинальных объектах и т.д.

Со слов автор он использовал "легкосмываемую гуашь". Во-первых, он даже не потрудился всюду смыть после себя эту самую краску, что можно увидеть на фото ниже. Во-вторых, не бывает краски, которую можно смыть с такого рода каменных объектов, она всё равно частично сохранится, особенно, если это будут породы вроде песчаника. В-третьих, часть рельефов, которые он использовал, изначально были окрашены мастерами, создавшими их. Оригинальные цвета можно устанавливать посредством специальных экспертиз, которые теперь невозможны либо затруднены, так как кто-то ради личной выгоды их измазал краской.

Есть ли в том, что сделано какая-то исследовательская польза? Совершенно никакой, для исследований дагестанской материальной культуры автор только навредил.

Есть ли в том, что сделано какая-то художественная польза? Совершенно никакой, автор вымарывал интересные ему детали оригинальных объектов, игнорировал оригинальный контекст, а итоговый концепт выставки представляет собой не некую переработку, переосмысление, а вульгарную экзотизацию и банальную эксплуатацию культурного наследия.

Полный список вандализированных памятников ещё предстоит определить. Как я предполагаю, среди них были те, что имеют соответствующий статус и находились под охраной Агентства по охране культурного наследия Дагестана. Подобное варварство в России наказуемо, есть статья 243 Уголовного кодекса РФ (Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия...).

Помимо действий самого Калеба встают вопросы и о профессиональной компетентности и этичности других лиц, связанных с выставкой и им самим. Калеб Шмидт резидент и стипендиат арт-резиденции "Сильно" в Дербенте, куда он, судя по публикациям этой самой резиденции, поступал с этими самыми "эстампами". Нормальность практик разрушения дагестанского культурного наследия, видимо, не является для них каким-то неприемлемым явлением. И это уже не первый скандальный случай с членами этой арт-резиденции.

Куратор выставки и искусствовед Зарема Дадаева очень неприятно удивила в этой ситуации. Она не только проигнорировала столь грубую эксплуатацию и порчу памятников и согласилась стать куратором, но и публично раскритиковала жителей села Кубачи, которые обнаружили вандализм, совершенный Калебом Шмидтом, и подняли вопрос о законности и этичности подобных действий.

Сама выставка была организована с таким пафосом, а информация подана таким образом, что не все поняли, какая действительно была использована "техника" для этих "произведений. Это тоже совершенно неприемлемый и неэтичный способ эксплуатации академического и публичного статуса некоторых из гостей.

2. И Год Сулеймана Стальского близится к экватору. - ТГ-канал ESEDOV (Дагестан).

И Год Сулеймана Стальского близится к экватору.

Эталонную планку мероприятий, конечно же, на мой взгляд, задал в прошлом году Год другого великого поэта - Гамзатова.  Понятно, что Год Гамзатова праздновался по Указу президента России по всей стране. Сразу после старта в республике прошло множество мероприятий, и не только культурных. Все на высшем уровне. 

Что сделано в части празднования Года поэта? Возможно, где-то что-то делается, но всё же, делюсь своими наблюдениями. 

Ещё в прошлом году, под занавес что называется Года Гамзатова, в честь 155-летия Стальского глава Дагестана 2024 год объявил Годом уже этого поэта советского периода. То есть, времени для подготовки и включение в бюджеты мероприятий, при желании, было достаточно. Времени до Дня рождения поэта 18 мая, в принципе тоже. 

Из масштабного, вон, в Махачкале к бульвару Сулеймана Стальского, что близ Аварского театра и вокруг памятника, места захоронения поэта, решением властей присоединили и бульвар Родопский, начинавшийся от улицы Леваневского, и ударными темпами аж в несколько смен в кратчайшие сроки (до Дня рождения) планируют провести реконструкцию. 

Где-то видел информацию, была сформирована рабочая группа по подготовке к празднованию юбилея. Где-то читал, что группа (возможно, это другая) собиралась и в родном районе поэта, названном в его честь - Сулейман-Стальском районе республики.

В районе имеется государственный дом-музей поэта, восстановленный, за счёт меценатов после поджога. Как я понял, основные мероприятия района в День рождения поэта пройдут именно там. Как я понял - больше для истеблишмента и бомонда. 

На Центральной площади столицы республики к старту Года Сулеймана Стальского в марте появились небольшие таблички-баннеры с портретами-репродукциями картин с изображением поэта. Где-то на учебном заведении появился баннер с изображением поэта. Из наглядности, пожалуй, всё. 

Появился Телеграм канал «Наследие Сулеймана Стальского» с 1,2 тыс подписчиками. Но не вижу какой-то информационной отработки в государственных СМИ, не увидел даже репостов с этого канала. 

В сравнении с прошлым годом, что-то не наблюдаю, каких-то специально разработанных логотипов типа «Стальский -155» и лозунгов типа «Наш Гомер». 

«Лезги газет», правда активен - проводит множество мероприятий, конкурсов и акций. Проводятся школьные мероприятия и Сулейман-Стальском районе, наблюдаю конкурсы стихов, олимпиаду по языку, в них участвуют и представители других районов республики. Преимущественно Южного Дагестана. 

Недавно был в Дербенте, специально прошёлся по городу. Причем, прошел немало - от въезда в город со стороны Махачачкалы и до Лезгинского театра, прошёл через городскую площадь. Тут тоже не заметил, что город готовится к юбилею Сулеймана Стальского, даже на центральной площади большой красивый, но прошлогодний баннер. Но не Стальского. 

И Год Сулеймана Стальского близится к экватору. А я, как и многие, наверное, до сих пор и программы мероприятий не наблюдал...

3. Сергей Меликов устроил разнос... - тг-канал "Спросите у Расула" (Дагестан).

Сегодня на оперштабе глава Дагестана Сергей Меликов устроил разнос (заслуженно) всем виновникам и заинтересованным из-за проблемы подачи воды в село Чиркей. 

Очень сильно досталось и главе Буйнакского района Уллубию Ханмурзаеву и главе села Чиркей.

Больше всего конечно досталось руководителю «Дирекция Единого

Госзаказчика-Застройщика» Магомедтагиру Тагирову, которому скорее всего будут искать замену.

4. Партия «Ныхас» видимо решила... - ТГ-канал "БОНВ[Ӕ]РНОН" (Осетия).

Партия «Ныхас» видимо решила, что лучший способ отпраздновать Пасху – это запустить очередную акцию  дешевого пиара. 

Согласно последним сообщениям государственных СМИ, при содействии партии «Ныхас» на улице 8 июня была проведена замена уличных ламп на современные светодиодные. Подобные "чудеса" почему-то удивительным образом случаются всегда в преддверии выборов.

Где было это "альтруистическое желание помочь" до начала предвыборной гонки? Почему Центральная избирательная комиссия игнорирует вопиющее использование административного ресурса этой мертворожденной партии?

Вопрос главе ЦИК Эмилии  Гагиевой: неужели ЦИК не замечает очевидные признаки административного давления и преждевременной предвыборной агитации? Подобные действия существенно искажают  представления избирателей о реальной картине политической ситуации и влияют на исход выборов.

Мы ждем, что ЦИК проявит не только формальный интерес, но и предпримет реальные действия для предотвращения политических манипуляций и обеспечения справедливости в предвыборной гонке которая даже ещё не началась.

5. Молодой ученый, педагог... - Хаджи Мурад Доного, Дагестан.

Молодой ученый, педагог, поэт Абдулатип из Гоцо (1857–1890) был очень популярен в Дагестане, нередко алимы обращались к нему за разъяснением сложных вопросов. В медресе Абдулатипа обучались наиболее способные и сильные ученики, которые получали глубокие знания по арабоязычным наукам, включая естественные, математические и философские дисциплины. Один из выпускников данного учебного заведения, известный в будущем алим и религиозный деятель Дарбиш Мухаммад из Нижнего Инхо, вспоминал о своем учителе: «За два года обучения я постиг и познал у него гораздо больше, чем приобрел в течение всей своей остальной жизни. Все это благодаря высоте его научного уровня, педагогического таланта и воспитательского мастерства». Помимо арабского языка, которым Абдулатип владел в совершенстве, он знал также персидский и тюркский языки, причем вел на них активную переписку, а в своей библиотеке имел большое собрание книг на этих же языках.

6. Изменений серьезных в Южной Осетии не будет - ТГ-канал Sӕrmӕt Dzhussoity (Осетия).

Изменений серьезных в Южной Осетии не будет в ближайшие десятилетия. Имею ввиду позитивных.

Ни в моем поколении, ни в последующих в массе своей не проглядываются качества, без которых невозможно рассчитывать на становление Южной Осетии:

Бескорыстность

Твёрдость духа

Целеустремлённость

Амбициозность

Скромность

Принципиальность

Щедрость

Наивно? Если бы у нас была нефть, возможно мы бы обошлись без таких свойств, но никаких других ресурсов, кроме человеческого капитала у нас нет.

7. отличный фильм, советую! - ТГ-канал Sid[æ]mon (Осетия).

Посмотрел «Семь чёрных бумаг». Вердикт: отличный фильм, советую!

Достоинства (без спойлеров):

1. Воссозданная атмосфера эпохи;

2. Горский колорит, качественная операторская работа;

3. Медитативное повествование;

4. Отличный эпизод с Сырдоном (можно показывать отдельно);

5. Отсутствие советофилии;

6. Мелкие бытовые зарисовки просто прекрасны.

Вопросы по содержанию тоже есть (подчеркну, это чисто моя вкусовщина):

1. Диалоги показались слабоваты;

2. Неравномерная игра актеров, такое чувство, что они всё-таки театральные актеры, а не киношные;

3. Медитативность в некоторых эпизодах переходит в затянутость;

4. Есть развешанные в начале чеховские ружья, не выстрелившие в конце (причем одно прям ружьище);

5. (Это претензия не к создателям) Реально есть путаница с субтитрами. Я целенаправленно шел на них, но попал на дубляж. Винить никого, кроме себя, я, конечно, не могу, но по разговорам людей вокруг, стало понятно, что я не один там был такой;

6. Фарниев не увидел конъюнктуры в фильме (странным образом отметив её в «Хохаге»), но она-таки в конце проглядывается. Она не бьет в глаза, наши потомки её даже не считают.

Дальнейшие придирки — продукт моего безумия, не обращайте внимания:

1. Анахроничное покрывало из где-то 70-х в антураже 40-х. Можно было бы на это закрыть глаза, если бы кадр на нем не держался так долго и покрывало не было таким узнаваемым по всему пост-СССР из-за массовости производства и специфичности рисунка;

2. Герои постоянно жгут свечи и керосиновые лампы. Я понимаю, что это кинематографическая условность, наподобие рядов постоянно горящих факелов в замках королей в фильмах о Средневековье (не снимать же в темноте?!), но подобная расточительность в горах во время войны лично мне резала глаза;

3. В моменте у главного героя погасла керосиновая лампа и он начинает по ней стучать словно это фонарик;

4. Было бы ОЧЕНЬ круто, если бы повествование соответствовало месту и времени (речь о с. Камунта), и герои говорили бы между собой по-уаллагомски. Да, я, конечно, радетель за возрождение этого говора, но и сам фильм выиграл бы от принятия подобного решения: те, кто смотрели бы его дубляже, все равно не увидели бы разницы, а те, кто с субтитрами — и так бы прочли значение незнакомых слов; зато была бы отдана дань уважения реальным выходцам из этого села, а осетинские зрители-носители двух диалектов получили бы дополнительный пласт истории (да и просто интересный лингвистический опыт). Конечно, подход «а-ля Мэл Гибсон» усложнил бы съемки, но... 

P.S. Отмечу, что рассказ Михаила Булкаты, по которому был снят фильм, я не читал. Помню, как-то познакомился с внуком Булкаты, который приятно удивился, что я знаком с творчеством его предка, хотя я честно признался, что прочитал только «Æвдæм балц...» В принципе, могу повторить то, что сказал ему: «Этот роман — один из самых недооценённых в осетинский литературе. Вероятно, потому, что он многими остался недопонятым, и, как следствие, часто отвергаемым».

8. Сегодня ехала из Каспийска - ТГ-канал @chernovik.net (Дагестан).

©Добрый день. Сегодня ехала из Каспийска в Махачкалу на маршрутке (конечка Восточный). 

По новой трассе водитель стал сажать стоячих пассажиров, зная, что в салоне свободных мест нет. 

Было очень душно, все окна закрыты, салон тесный и все стоячие пассажиры нависали своими плотными телами над сидячими.

Всего стояло 6 или 7 человек, я очень плохо себя чувствовала - не хватало воздуха.

Такое происходит регулярно. Почему водители набирают стоячих клиентов?

Если они хотят сделать доброе дело, пусть на автостанции оставляют пустыми несколько мест, зачем под предлогом добрых дел ущемлять остальных пассажиров?

Мы все не дети и понимаем - это просто дополнительный заработок. 

Почему никто не контролирует и не проверяет салон? Разве это правильно?»

#мнение_читателей #нам_пишут #глас_народа 

@chernovik

9. 29 членов Палаты представителей Конгресса США... - Джусойты Сослан, Осетия.

29 членов Палаты представителей Конгресса США направили в адрес грузинского премьера Кобахидзе довольно резкое письмо, в котором говорится, что принятие т.н. "российского закона" об иноагентах в Грузии изменит природу отношений Вашингтона и Тбилиси и может стать основой для введения санкций против Грузии.

Ранее, в конце апреля, с аналогичным письмом к Кобахидзе обратились 14 сенаторов. В Тбилиси уже получили все возможные предупреждения, но власть между европейской интеграцией и перспективой править бессменно очевидно выбирает второе.

По поводу писем американских конгрессменов у меня две мысли навскидку. Во-первых, очень неплохо, что в США кому-то есть хоть какое-то дело до Грузии.

Во-вторых, в письме есть интересный пассаж: конгрессмены возмущены той частью скандальной речи Иванишвили, в которой он обвинил Запад в подрыве суверенитета Грузии.

Конгрессмены не понимают, мол, как так, мы же всю дорогу вам помогали, постоянно поддерживали вашу "территориальную целостность" и нарратив об "оккупации", и чём вы нам, американцам, за это отплатили?

Отплатили черной неблагодарностью, как видим. Надо было изначально поддерживать Осетию.

10. Я собираюсь уехать... - ТГ-канал "Феминизм. Кавказ".

Добрый вечер! Хотела бы обратиться к вам с вопросом, милые девушки. 

Я собираюсь уехать вместе с матерью подальше от всего этого [безумия], происходящего внутри республики, где я живу. Дилемма вот в чем: я работаю, мама тоже, в общей сумме у нас на двоих с ней 70-75 тысяч, но, девочки, это если не считать расходы… Коммунальные услуги, продукты, иные расходы на нужды, а это с тем условием, что приходится экономить. Мама не решается взять и уехать, потому что переживает за то, что у нас нет круглой суммы. Мы собираемся уехать за пределы РФ, начать работать, я бы вдобавок пошла и на учебу, знаю 2 иностранных языка, но мама боится… Мы с ней часто спорим из-за этого, я из категории «проблемы нужно решать по мере их поступления и разбираться сразу на месте», а у мамы всё тютелька в тютельку, ждать удобный подходящий момент, но проблема в том, что большие деньги тут и не заработать, если только не пойти дополнительно устроиться на вторую работу  и тоже откладывать, экономя. Мама категорически против оставаться в стране из-за родственников, вечно что-то требующих от взрослой женщины, она хочет за пределы только из-за того, чтобы ей не компостировали мозг, как это в дальнейшем будут делать мне. 

Я вот думала, есть ли смысл подавать заявку на обучение заграницей, а там уже вместе с мамой как-то мы бы смогли разобраться? Что вообще делать, как быть? Умоляю, помогите советом… Я уже не могу оставаться здесь, всё это отношение, нулевые перспективы в будущем, отношение людей - абсолютно всё меня убивает и заставляет рыдать ежедневно, я уже не могу это выносить, простите. Я готова пойти на любые методы и на любые способы, лишь бы уехать отсюда как можно скорее вместе с мамой. Обнимаю каждую!

#отподписчицыФК #переезд #историяодногопобега_Кавказ #матьдочь #кавказскийфеминизм