RSSНальчик и соседи. Кавказ в поисках справедливости

Обокрала людей и признала вину. Почему в банках все чаще стали пропадать деньги вкладчиков

11:10, 02 июля 2023

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

За последние три года стало известно о двух случаях, когда служащие банков украли или подозреваются в краже денег вкладчиков в крупном размере. Речь идет о ПАО «МИнБанк», о котором мы писали ранее, и филиале «Почта-банка» в городе Изобильный Ставропольского края, о котором расскажем сегодня.

Грабеж средь бела дня. В нальчикском филиале МИнБанка пропали вклады граждан

В схемах хищений в обоих случаях много общего, но есть и различия. Общим является главное – потерю денег вкладчиков следствие связывает с действиями служащих банка: в похищении средств в «МИнБанке» подозревается управляющий нальчикским филиалом, в Почта-банке – финансовый эксперт клиентского центра. В первом случае было украдено 800 миллионов рублей, во втором поменьше - 90 миллионов рублей. Но если в первом случае большинство вкладчиков были люди не бедные, то во втором были похищены пенсионные накопления ветеранов войны и труда, заслуженных людей.

Приведу только один факт. В 2018 году пенсионерка Валентина Сильвестрова оформила в «Почта –Банке» вклад на 600 тысяч рублей под 4,4% годовых. В августе 2020 года пенсионерке позвонила работница банка Анастасия Кондратова и предложила переоформить вклад под 6,5%. Кондратова изготовила фиктивный договор об открытии нового вклада. После того, как Сильвестрова ушла домой, пользуясь доступом к программному обеспечению, служащая банка изготовила в ее личном кабинете локальную карту клиента, в банкомате сняла со счета все деньги пенсионерки в сумме 734 000 рублей. Через некоторое время вкладчица обратилась в банк с просьбой выдать ей выписку по вкладу  и оказалось, что на счете у нее денег нет.

По этой же схеме Кондратова с февраля 2017 по июль 2021 года присвоила деньги 82 вкладчиков на общую сумму в 90 миллионов рублей.

Стелла в городе Изобильный. Ставропольский край. Фото: Иван Быков https://ru.wikipedia.org/

Когда афера раскрылась, Кондратову уволили, в отношении нее возбудили уголовное дело по факту мошенничества с использованием служебного положения в особо крупном размере. Она признала вину, заключила со следствием досудебное соглашение. Суд приговорил ее к 7 годам лишения свободы в колонии общего режима. Приговор обжаловала как защита Кондратовой, так и прокурор, тем самым немало удивив потерпевших. Обе стороны просили снизить срок до 4 лет,  ведь она, дескать, признала вину, и даже кое-кому возместила ущерб. Краевой суд снизил срок до 6 лет, но и этот приговор стороны обжаловали в Пятый Кассационный суд, который рассмотрит дело 31 июля. Потерпевшие говорят, что защита и обвинение добиваются для экс-сотрудницы банка условного осуждения. 

Потерпевшие считают, что Кондратова действовала не одна.

«Она в суде прямо заявила, что ее заставили снимать деньги вкладчиков. Фамилии не называет. Но нас удивляет, почему обвинение и суд не интересуются, кто ее заставлял. Нет также ответа на главный вопрос – куда делись эти деньги? Ведь у Кондратовой ничего не нашли, кроме двухкомнатной квартиры, гаражного бокса и небольшого земельного участка. Мы сами провели свое расследование и установили, что в этих преступлениях участвовала как минимум еще один сотрудник банка», - говорит Константин Сильвестров, сын Валентины Сильвестровой и ее представитель в суде.

Между тем «Почта-Банк» отказался добровольно возвращать деньги вкладчиков, сославшись на то, что Кондратова не была уполномочена заключать договоры вклада, и что банк не несет ответственность за ее действия. Однако суд, куда вкладчики обратились с исками, встал на их сторону, указывая в своих решениях, что «бремя негативных последствий должен нести банк, создавший условия для неправомерного поведения своего работника».

Суд взыскал с банка не только суммы вкладов, но и проценты, моральный вред и штрафы. Но денег большинство вкладчиков пока не получили. Решения суда первой инстанции банк обжаловал в апелляционном порядке, потом и в кассационном. Некоторые решения отменены кассационным судом и дела возвращены на новое рассмотрение в суд первой инстанции.

Тем временем, как минимум три пенсионера умерли, не дождавшись получения своих вкладов.

Почему подобные преступления становятся возможными?

На мой взгляд, одной из причин является то, что к такого рода мошенникам отношение, как ни странно, лояльное. Чем больше человек украл, тем легче ему выкрутиться. Не зря же говорят: «украдешь курицу - сядешь в тюрьму, украдешь миллион – станешь сенатором».

Например, управляющий Нальчикским филиалом МИнБанка Заурбек Тяжгов, пока идет следствие, продолжает пребывать под домашним арестом. Растворились 800 миллионов, следствие же продолжается уже три года. В отличие от ставропольских, кабардино-балкарские суды отказали вкладчикам в исках, за исключением тех, что дошли до Верховного суда России.

Видя столь мягкое отношение к мошенникам, их примеру могут последовать другие. Так что строгое наказание в таких случаях –профилактическая мера для предотвращения будущих афер, от которых, к сожалению, не застрахованы ни банки, ни вкладчики.