21 февраля 2003, 01:45

Исторические и современные аспекты иудаизма в Дагестане

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Сегодня существуют разные точки зрения о том, когда и при каких обстоятельствах иудаизм проник в Дагестан. Некоторые исследователи (Новосельцев А.И. и др.) полагают, что иудаизм был принят на территории Дагестана в конце VIII века татами и горскими евреями, владевшими землями Южного Дагестана и Северного Азербайджана.

По мнению других исследователей, предки татов и горских евреев являются прямыми потомками древних обитателей Азербайджана - зороастрийцев, огнепоклонников, позже перешедших в иудаизм. Третья группа ученых считает, что иудаизм на Кавказ проник с потомками тех иудеев, которые в VI веке до н.э. были уведены в плен или рабство персидским царем Киром из рода Ахеменидов после завоевания Вавилонии и Иудеи. Они оказались потом в Персии, а далее - на Кавказе. П. Услар сообщает, что среди дагестанских евреев существует предание о том, как их предки покинули Палестину еще до рождества Христова. Четвертая версия заключается в том, что в начале III века н.э. из Ирана династия Сасанидов, приступившая к завоеванию соседних областей Кавказа, переселила в качестве колонистов иранские племена иудаистов из Мидии (Иран) в Азербайджан и Южный Дагестан. Они хотели закрыть так называемые Албанские ворота (Дербентский проход) и тем самым обезопасить свои владения с севера.

Известный дагестанский ученый-историк Р.М. Магомедов связывает происхождение татов с просачиванием в Дагестан с севера ираноязычных племен, которые потом в период правления Сасанидов осели в разных районах Кавказа и приняли иудаизм.

И этот список различных версий можно было бы продолжить.

Вместе с тем установлено, что проникновению иудаизма на Кавказ предшествовало несколько насильственных выселений иудеев в 70-е и 130-е годы н.э. римлянами, в последующие века - Ахеменидами и Сасанидами из Ирана. При этом, вероятно, наиболее крупное переселение иудеев на Кавказ произошло в 520-530 годы. Десятки тысяч человек были высланы и поселены на Восточном Кавказе и Апшероне после репрессий, проведенных Сасанидами в эти годы на юге Ирана против мятежных маздакитов, учение которых пыталось совместить идеи зороастризма, древнего гностицизма и иудаизма. Одновременно с маздакитами на Восточный Кавказ были высланы и мятежные евреи, пытавшиеся создать на юге Ирана самостоятельное еврейское государство со столицей в городе Махуза. Общее число евреев и персов, переселенных Ануширваном Хосровом, достигало, по некоторым данным, 200 тысяч человек. Это утверждение опирается на сведения средневековых арабских авторов (ал-Белазури, ибн ал-Факиха), согласно которым Хосровы заселили многие места на Кавказе евреями и персами-маздакитами. Последний факт подтверждают и некоторые горско-еврейские предания.

В статье "Сказание о хазарской дани" Лев Гумилев писал: "Уцелевшие (от преследований Сасанидов) маздакиты бежали на Кавказ, и тогда на широкой равнине между Сулаком и Тереком появилась группа иудеев, соблюдавших субботу и обрезание, но забывших все прочие законы. Они мирно соседствовали с хазарами и ходили вместе с ними в походы".

Исторические условия, в которых приходилось существовать татам и горским евреям, обусловили особенности эволюции иудаизма в Дагестане. Здесь имеется в виду, прежде всего, слабо развитая склонность к традиции, основанной на Устной Торе. Исследователи пишут о том, что евреи-маздакиты происходили из тех слоев, религиозные представления которых сочетали в себе элементы демонологии соседних семито- и персоязычных народов Месопотамии. К числу таких заимствований можно отнести представления о Дедей-Ол, Неней-Ол, Сер-Ов и другие.

На Кавказе, в течение веков находясь в среде горских народов, таты и горские евреи восприняли и большинство традиций местных религиозных верований. В их религии было много горских обрядов, обычаев и праздников. Этот факт историки заметили еще 100 лет назад при изучении быта горских евреев в селах Маджалис, Янгикент, Тарки, Дургели, Эрпели, Араге, Жараге, Билдахи. Наиболее интересными, с точки зрения религиозного синкретизма, представляются ритуалы, связанные с обожествлением огня, верой в его очистительную силу, а также празднование начала весны - Шагме весал ("весенний костер").

Достаточно любопытными являются и сообщения о взаимовлиянии иудейства и хазарских культов. По сообщениям хазарского царя Иосифа, в Хазарию были приглашены еврейские ученые, которые разъясняли хазарским правителям Тору, Мишну и Талмуд. Важно отметить и то, что хазары приняли многие иудейские традиции: обрезание, соблюдение Субботы (шаббат) и празднование Суккот (Куша), Пасха (Пейсах), Новый год (Рош-а-Шана), Судный день (Йом-Киппур), Симхат-Тора, Ханука, Пурим, Лаг-Баомер. Сохранились сведения и о том, что хазарский князь Булан приобрел предметы иудейского культа и начал строительство храмов. Эта версия появилась после публикации Буксторфом (XVII в.) еврейско-хазарской переписки. Она связана с именем придворного Кордовского халифа еврея Хасдая ибн Шафрута. Заинтересованный дошедшими до него слухами о реальном существовании где-то на Востоке иудейского государства, Хасдай в середине Х в. отправил царю этого государства письмо с многими вопросами. Среди них Хасдай просит сообщить о происхождении народа, о причинах и обстоятельствах принятия хазарами иудаизма и т.д.

Ответное послание царя хазарского Иосифа начиналось с этнического представления своего народа, предком которого называют род Тограмы. Далее сообщается, что принятие иудаизма хазарами произошло при Булане, который, удалив ?гадателей? и ?идолопоклонников?, сумел убедить их в целесообразности иудаизма. Иосиф перечисляет 13 хазарских каганов, проповедовавших иудаизм: Булан, Обадий, Езикий, Манассия, Ханука, Исаак и т.д.

В конце ХII века Хазарское государство на территории Дагестана перестало существовать, но иудаизм сохранился среди большой общины горских евреев и татов, проживавших и в Прикаспийских городах. Средневековые источники говорят о приверженности горских евреев традициям своих предков-патриархов. Согласно данным, приводимым И.Черным в статье "Горские евреи", в Прикаспийском крае жили известные талмудические толкователи: Нахум Гамадай (Мидийский) жил в старой Шемахе и в Ширване, Симон Сафро (сафро - халдейское слово, означающее "сочинитель") жил и работал в Дербенте. Сохранились достаточно любопытные данные о пергаментном Сейфертейре (древнееврейск. "Пятикнижье Моисея") из синагоги кайтагских евреев.

В позднем средневековье множество иудеев проживало в горных аулах и селах с лезгинами, табасаранцами, азербайджанцами, даргинцами, кумыками и аварцами. Были также селения и аулы, целиком населенные татами-мусульманами. Между жителями этих сел и аулов, в том числе между татами-мусульманами и их соседями-мусульманами, существовали тесные добрососедские связи. По утверждению историка Т.Айтберова, один из горских правителей, некий Адар, придерживался одновременно трех монотеистических религий. По пятницам он молился с мусульманами, по субботам - с евреями, а по воскресеньям - с христианами. Вместе с тем исследователи отмечают ревностное отношение горских евреев к вере отцов. Благодаря деятельности раввинов, приглашавшихся крупными и состоятельными общинами из Ирана, горские евреи сумели сохранить причастность к раббанитской традиции. Для диаспоры, лишенной главного храма, бывшего центром национальной, культовой и духовной жизни, и изгнанной со своей исторической родины сасанидами, иудаизм был гораздо большим, чем просто верование. Это очень сложное социальное и идеологическое явление, бесспорно, отражавшее настроения и чаяния изгнанного народа. Не случайно ранние представления о кровном родстве между богом Яхве и людьми перешли в идею ?берита? - завета или союза между народом Израиля и Яхве. Согласно пророчеству, Яхве заключил союз с древними патриархами - предками еврейского народа, при этом обе стороны взяли на себя определенные обязательства. Яхве обещал в будущем оказывать евреям всякую помощь и покровительство, патриархи обязались за все последующие поколения своих потомков поклоняться Яхве и быть ему верными (Второзаконие 4:23,7:12). Наиболее ярко эти идеи отразились в праздновании Пейсаха, который отмечается в честь исторического события - исхода израильтян из Египта. Каждый иудей пытается вообразить, будто он только что освобожден из Египта. Смысл праздника в том, чтобы показать, что свобода не была дарована однажды и навсегда, ее постоянно нужно оберегать. Иудаизм - не только религия в обычном понимании этого слова, но и образ жизни, стиль поведения, мировоззрение.

Коллективный характер отношения к божеству выразился в коллективной ответственности: за поступок одного должен был отвечать весь коллектив, прежде всего близкие родичи. Родители отвечают за грехи детей, дети - за грехи родителей - до третьего и четвертого рода. И только в этом случае бог сжалится над своим избранным народом, вернет его на родину и установит царство мира, правды и счастья, регулирующих жизнь иудейских общин в диаспоре.

Даже в современных условиях, когда иудаизм в Дагестане находится в состоянии упадка, обрядовая сторона религии, в силу привычки, осталась живучей, особенно в среде верующих горских евреев и татов.

Анализируя религиозную жизнь евреев и татов, механизм действия иудаизма в современном Дагестане, надо заметить, что синагогам, раввинам, религиозному активу при всех стараниях не удалось сохранить и активизировать влияние иудаизма. В последние годы в синагогах заметно уменьшается количество верующих, исполнителей религиозных иудейских обрядов на кладбищах, в общественных местах; не проводится обучение молодежи основам иудейской религии.

Иудаизм в Республике Дагестан держится за счет горстки стариков, которые не в силах ежедневно посещать молитвенные собрания в синагогах. В религиозные общины мало поступает добровольных пожертвований; катастрофически уменьшается доход в синагогах. Сегодня в республике действуют лишь три синагоги и воскресная школа. Для сравнения: в 1869 году, по свидетельству И.Черного, в Южном Дагестане и Терской области проживало 1493 семьи, исповедовавших иудаизм, действовало 30 синагог и 39 синагогальных училищ, в которых служило 30 раввинов.

В период советской власти резко изменился уклад жизни татов и горских евреев. Они постепенно начали перемещаться в города. Последователи иудаизма в Дагестане стали жить в Махачкале, Буйнакске, Дербенте, Хасавюрте.

Здесь следует отметить, что в годы советской власти был допущен ряд грубых нарушений прав этой малочисленной дагестанской народности: закрыты татская газета, татский театр, татское радиовещание, прекращено преподавание родного языка, издание учебников, словарей, ликвидированы высокорентабельные татские колхозы. Эти негативные явления вызывали у татов чувство национальной ущемленности, ухудшения морально-политического климата, что привело к выезду основной части татов из Дагестана в Израиль. На ослабление позиций иудаизма и отток евреев из Дагестана сильно влияют экономический кризис, политическая нестабильность, сложные межнациональные отношения на Кавказе, исламский экстремизм, военные действия в Чечне, тяжелая криминогенная обстановка и рост безработицы.

В ослаблении позиций иудаизма верующие евреи часто обвиняют отдельных представителей интеллигенции, духовенства, призывающих к "созданию нового народа на новой земле". Анализ данной проблемы выявляет две этноконфессиональные модели еврейства: израильскую и дагестанскую. В этих моделях отношение к религии различно. Израильтяне включают иудаизм в свою модель, он - интегрированная часть израильской еврейской культуры, причем в достаточно специфической, тяготеющей к галохе (религиозное право) форме. В отличие от Дагестана в Израиле он - предмет опеки и заботы государства, часть его структуры. Надо еще раз подчеркнуть, что в Дагестане наблюдается поразительное в еврейской истории индифферентное отношение евреев и татов к иудаизму. В городах Буйнакске и Махачкале общины находятся на грани исчезновения вследствие физического старения своих членов. Сказывается и отсутствие подготовленных священнослужителей. Верующие недовольны уровнем образованности раввинов, их отношением к обрядам и своим обязанностям. Мы даже становимся свидетелями перехода заметного числа людей, осознающих себя евреями по национальности, в другие конфессии, в частности в православие и ислам. Логика их достаточно проста: если я еврей по национальности, то какая разница, какую религию исповедую? Религия и народ не обязательно связаны друг с другом. Еврейство, может быть, как и китайство, начало осознавать себя единым народом, несмотря на реальную и культурную вариативность, где можно найти такие субэтнические образования, как ашкеназы, сефардские, эфиопские, горские, грузинские евреи, таты и т. д.

В последнее время наметились перемены к лучшему. Возрождена республиканская газета "Ватан". Таты и горские евреи наравне со всеми другими народностями Дагестана используют свои права и участвуют в процессе обновления и реформирования страны. С целью привлечения верующих в синагоги Дагестана созданы центры по отправлению ритуальных обрядов, изготовлению мацы, совершению похоронных обрядов. Синагоги теперь связаны с работой еврейских культурных центров. В городах создаются неформальные религиозные группы, которые принимают на себя функции, свойственные официальным религиозным организациям. Посильную помощь оказывает Федерация еврейских общин СНГ.

При всем этом дагестанское еврейство живет в эпоху ломки старых этноконфессиональных представлений и формирования новых. Интересно то, что священниками в трех синагогах работают лица, исполняющие обязанности раввинов. Такое положение связано с сокращением числа грамотных служителей религии, уменьшением количества посещающих синагоги. Напомним, что греческое слово "синагога" переводится на иврит как "дом собраний" и синагогой здание становится только благодаря собирающимся в нем иудеям.

Это означает, что уже сегодня в Дагестане синагога теряет свое былое влияние и уходит в прошлое. И если в среде оставшихся в РД иудеев возобладают эмигрантские тенденции, а это вероятнее всего, то в течение ближайших десятилетий иудаизм в Дагестане может прекратить свое существование.

12 июля 2002 года

Автор: Г. Курбанов, доктор философских наук источник: Общественно-политический журнал "Народы Дагестана"

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

10 мая 2024, 07:24

10 мая 2024, 06:29

10 мая 2024, 05:33

10 мая 2024, 04:34

  • Политологи скептически оценили версию грузинских спецслужб о подготовке революции

    Служба госбезопасности Грузии выступила с заявлением о подготовке свержения власти в стране, а МВД пообещало жестко разгонять акции протеста. Противники законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» не преследуют цели смены власти революционным путем, но если документ будет принят, требования будут ужесточены, указали опрошенные “Кавказским узлом” грузинские политологи.

10 мая 2024, 03:35

  • Кубанские активисты назвали провальной работу властей по вывозу мусора

    Сотрудников муниципалитета в экстренном режиме привлекли к расчистке мусорных завалов в Ейске в ночь на 9 мая, однако относительный порядок навели лишь в местах массовых праздничных мероприятий, рассказали местные жители. В других частях города проблема, по их словам, до сих пор не решена. Мусорная реформа провалилась по всей Кубани, подобная ситуация сложилась даже в краевом центре, отметили активисты.

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей