01 ноября 2016, 21:38
Власти Грузии отказали в статусе беженца уроженцу Чечни Тумсу Абдурахманову
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Решение об отказе в предоставлении политического убежища Тумсу Абдурахманову Министерство по делам беженцев Грузии приняло 31 октября. Министерство мотивировало свой отказ тем, что "есть серьезные основания полагать, что нахождение Абдурахманова в стране, в силу значительных обстоятельств, противоречит ее интересам". Копия уведомления об отказе в предоставлении политического убежища Тумсу Абдурахманову имеется в распоряжении "Кавказского узла"
"Прошение властям Грузии я отправил девять месяцев назад"
Приняв решение об отказе в предоставлении Абдурахманову статуса беженца, власти Грузии сослались на подпункт "д" статьи 3 главы 2 Закона Грузии "О статусе беженца и гуманитарном статусе".
При этом, судя по документу, министерство признало обстоятельства, в связи с которыми Абдурахманов обратился за убежищем, достаточными для получения соответствующего статуса.
"Министерство считает, что вы удовлетворяете основам предоставления статуса беженца, предусмотренного ст.1А (2) Женевской конвенции о статусе беженца 1951 г. и ст.2 Закона Грузии "О статусе беженца и гуманитарном статусе""", - говорится в уведомлении, направленном Абдурахманову.
Как рассказал корреспонденту "Кавказского узла" сам заявитель, с момента подачи прошения властям Грузии о предоставлении статуса беженца "прошло девять месяцев". "У меня не было адвоката. Однако мой вопрос находился на контроле в Управлении верховного комиссара ООН по делам беженцев", - сказал Тумсу Абдурахманов.
"Вооруженные люди похитили меня в центре Грозного"
По словам Абдурахманова, в Грузии он находится с 8 ноября 2015 года. Абдурахманов утверждает, что ему пришлось уехать из Чечни в Грузию "после угроз одного из высокопоставленных родственников главы Чечни Рамзана Кадырова" и "фабрикации уголовного дела об участии в иностранных НВФ на территории Сирии".
Как рассказал Тумсу Абдурахманов, он "направлял жалобы о нарушении его прав в Генпрокуратуру России и Следственный комитет". Последнее обращение, по словам Абдурахманова, он направил 16 октября в Генеральную прокуратуру России, заявив о "бездействии должностных лиц прокуратуры Чечни по его заявлению".
В своих обращениях Абдурахманов сообщал о том, что его заявления о необоснованности возбуждении в отношении него уголовного дела остались без ответа. По словам Абдурахманова, уголовное дело в отношении него было возбуждено после конфликта с одним из высокопоставленных родственников главы Чечни.
Тумсу Абдурахманов утверждает, что 4 ноября 2015 года он был похищен в центре Грозного, на пересечении улиц Чернышевского и Революции (проспект Эсамбаева - уточнение "Кавказского узла" 13:15 02.11.2016). Похитителями, по его словам, являлись помощники одного из родственников Рамзана Кадырова, которые выполнили приказ своего начальника.
По словам Тумсу Абдурахманова, родственник Кадырова обратил внимание на него в тот момент, когда он ехал в машине в центре города. "Люди из кортежа [родственника Кадырова] остановили меня, попросили отъехать и остановиться. Из машин вышли вооруженные люди, которые забрали у меня сумку. Они также забрали мой телефон и передали его [родственнику Кадырова]. Он, сидя в машине, стал копаться в моем телефоне, начал задавать мне вопросы, какую я исповедую религию, есть ли у меня вирд (религиозная община), кто мой устаз (духовный учитель)", - рассказал Абдурахманов.
"Встреча была случайной, основанием стал мой внешний вид"
По утверждению Абдурахманова, родственника Кадырова "заинтересовали некоторые лица из контактного листа телефона".
"Обнаруживая фотографии и материалы, которые ему не нравились, он задавал мне вопросы. Вся эта процедура длилась на улице минут 50. Он находил контакты наших знакомых. Так, он нашел мое фото с местным жителем Мухаммадом, нашим общим знакомым. Он приказал его привезти к нам, что было сделано через 15 минут. Он спросил у Мухаммада, знает ли он меня. Мухаммад сказал, что знает, и что я хороший парень", - заявил Тумсу Абдурахманов, отметив, что родственника Кадырова "не удовлетворили слова Мухаммада".
Как отметил Тумсу Абдурахманов, затем он был фактически похищен. По приказу родственника Кадырова, как утверждает житель Чечни, он "был доставлен в частный дом-коттедж".
"В этом доме у нас продолжился диалог, в ходе которого [родственник Кадырова] задавал мне вопросы политического характера. Затем он сказал, что я неправильно исповедую религию, и что он мне не позволит этого делать в "своей республике". Он предложил мне два варианта. Он сказал, что либо дает мне три дня для того, чтобы я покинул республику, иначе пообещал найти и убить. Либо, по его словам, он снова со мной встретится, пригласив на встречу религиозных деятелей. По его словам, они должны были разъяснить мне мои религиозные заблуждения, а он посмотреть, хватит ли у меня мужества принять эти разъяснения", - рассказал Абдурахманов.
При этом он заметил, что согласился на новую встречу, условиями которой являлись "сохранение бороды до встречи и не афиширование содержания их беседы". Абдурахманов в беседе с корреспондентом "Кавказского узла" отметил, что он "не подстригает бороду из-за своих религиозных воззрений".
По мнению Абдурахманова, "вся эта история с задержанием была связана лишь с его бородой". "У меня нет сомнений, что встреча с родственником Кадырова была случайной и основанием стал внешний вид", - считает Тумсу Абдурахманов.
"Мне заявили, что я являюсь самым ярым ваххабитом"
"Вторая наша встреча с родственником Кадырова состоялось 7 ноября 2015 года. [Родственник Кадырова] приехал лично ко мне домой, позвонил и сказал, чтобы я вышел. Меня снова привезли в его комплекс, туда же были приглашены известные в республике религиозные деятели и высокопоставленные силовики", - заявил Тумсу Абдурахманов.
"Разговор сразу же пошел отнюдь не в разъяснительной форме. Он дал понять, что он пригласил этих людей не для разъяснения, а для заключения, насколько я в их глазах являюсь "заблудшим человеком". Мне заявили, что я являюсь "самым ярым ваххабитом, что я кровью своей ненавижу действующую власть, что я социально опасный". В ходе разговора прозвучало, что меня нужно срочно ликвидировать или посадить", - добавил Абдурахманов.
Как утверждает Абдурахманов, в ходе встречи "его обвинили в том, что он является лидером ваххабитской секты Чечни и потребовали сообщить имена всех участников группы".
"Участники встречи изучили фотографии моих товарищей, сделали заключение, что они "также являются членами секты, так как носят бороды". Они нашли номера телефонов этих ребят. Мои товарищи были доставлены на встречу - нас развели по разным комнатам, допрос велся раздельно. Затем нас собрали в холле", - рассказал Абдурахманов.
При этом он добавил, что "один из силовиков, стоявший с отрезком трубы в руках, просил дать ему 10 минут, чтобы выбить всю правду".
"Сразу после освобождения я выехал на территорию Грузии"
После длительного разговора один из силовиков "предложил дать всем задержанным возможность выдать имена всех своих подельников и привести их на встречу к Рамзану Кадырову", заявил Абдурахманов.
"Этот силовик предложил дать нам шанс, чтобы мы собрали "всех членов банды", и чтобы затем глава Чечни решил нашу судьбу. Родственник Кадырова с этим предложением согласился, потребовав у меня обещания, что я привезу всех членов "моей секты". Я сказал, что мне некого вести к нему, кроме как членов своей семьи. В итоге они нас отпустили, это было в 02:00 8 ноября. Утром 8 ноября я отправил из страны свою семью, а около 23:00 пересек границу России и Грузии", - рассказал Абдурахманов.
По словам Абдурахманова, 9 ноября в Чечне "началась крупномасштабная спецоперация по его розыску". "По мессенджеру WhatsApp со мной связался [родственник Кадырова], заявив, что я "не сдержал слово и сбежал" и что "земля круглая и они с ним обязательно встретятся". Также со мной связывался его личный охранник, также присылавший мне сообщения. В это время я уже находился в Грузии. Вся информация, все сообщения, у меня сохранены", - отметил Абдурахманов.
16 ноября 2015 года в чеченском селе Курчалой был подожжен зиярт святого Янгульби-шейха. По подозрению в совершении этого поджога были задержаны четыре жителя села Майртуп. В эфире чеченского телевидения был показан сюжет о встрече главы республике Рамзана Кадырова с подозреваемыми. Кадыров обвинил их в связях с боевиками в Сирии и заявил, что они сами и весь их род должны быть преданы проклятию. 18 ноября 2015 года молодых людей последовательно провезли по трем селам, в каждом из которых состоялся народный сход, во время которого местные жители подвергли подозреваемых публичному порицанию и высказали проклятья в их адрес.
"Я веду работу по опровержению необоснованных обвинений"
12 ноября 2015 года Следственное управление УМВД России по городу Грозному возбудило в отношении Абдурахманова уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч.2 ст.208 УК РФ (участие в вооруженном формировании, не предусмотренном федеральным законом). Копия постановления имеется в распоряжении "Кавказского узла".
По версии следствия, 8 ноября 2015 года Абдурахманов выехал на такси из Грозного во Владикавказ. Вечером 8 ноября он пересек государственную границу России через пропускной пункт "Верхний Ларс".
"В настоящее время он находится на территории Сирийской Арабской Республики в составе международной террористической организации "Исламское государство" (организация признана в России террористической, ее деятельность запрещена по решению суда. - Прим. "Кавказского узла")", - говорится в постановлении.
Тумсу Абдурахманов подчеркнул, что он "ведет работу по опровержению тех обвинений, которые ему предъявлены".
"Я написал в Генпрокуратуру четыре письма о том, что нахожусь на территории Грузии, что в Сирии никогда не был. От Генпрокуратуры поступил ответ, что мое письмо пересылается в прокуратуру Чечни. Из Чеченской Республики я однажды получил ответ о том, что они не нашли никаких нарушений в решении о возбуждении дела по ч.2 ст.208 УК РФ. Такой же ответ поступил и из СКР", - отметил Абдурахманов.
"С того момента, как нахожусь в Грузии, я могу подтвердить любой день нахождения здесь. У меня есть загранпаспорт, где видно, что я никуда не выезжал с территории Грузии", - сказал Абдурахманов.
В разделе "Доклады" на "Кавказском узле" опубликована полная версия доклада "Как по минному полю: чеченские власти против несогласных", подготовленного международной правозащитной организацией Human Rights Watch. Авторы доклада отмечают, что Рамзан Кадыров склонен приравнивать к боевикам и их пособникам местных салафитов. "Называя их "ваххабитами", он апеллирует к негативной окраске этого понятия, широко используемого для обозначения исламских радикалов и террористов исламистского толка, и, соответственно, публично объявляет, что им нет места в республике. Полиции и местному "активу" прямо предписывается следить за тем, как люди молятся и одеваются, и "профилактировать" тех, кто отклоняется от традиционного для региона суфийского ислама. В последние годы полицейские рейды против реальных или предполагаемых салафитов получили широкое распространение", - сказано в докладе.
"Существует правило о невозвращении соискателя убежища"
Тумсу Абдурахманов также заметил, что он "намерен обжаловать решение грузинского министерства по делам беженцев". Решение об отказе в предоставлении убежища или гуманитарного статуса Абдурахмановым действительно может быть обжаловано, считает адвокат адвокатского бюро "Мусаев и партнеры", юридический консультант программы "Право на убежище" Института прав человека Надежда Ермолаева.
"Существует правило о невозвращении соискателя убежища, и на период обжалования он не может быть выслан. В случае Абдурахманова — это Россия. При обжаловании он должен ссылаться на принцип признания за ним соответствия критериям статуса беженца. Однако по неясным причинам Грузия не предоставляет ему статус беженца, ссылаясь на некую "нецелесообразность". Но на одной чаше весов целесообразность и безопасность страны, а на другой - безопасность человека", - сказала Ермолаева корреспонденту "Кавказского узла".
Признание за Абдурахмановым права и соответствия его критериям, позволяющим ему запрашивать статус беженца, говорят о том, что "есть основания опасаться, что в случае возвращения в страну исхода его жизни и здоровью угрожает опасность или он подвергнется преследования по религиозным, национальным и иным признакам", отметила также Ермолаева.
"Критерием определения статуса беженца является наличие серьезных оснований полагать, что в случае возвращения он будет подвергнут преследованию", - отметила Надежда Ермолаева.
"Кавказский узел" пока не располагает комментариями представителей руководства Чечни, а также МВД по Чечне и Генпрокуратуры России, относительно заявлений Абдурахманова о нарушении его прав и фабрикации уголовного дела.
Выходцы из Чечни покидают территорию республики в связи с очень высоким уровнем репрессий в Чечне, ранее заявила "Кавказскому узлу" директор проекта по России и Северному Кавказу Международной кризисной группы Екатерина Сокирянская. 29 мая "Служба переводов с кавказских языков" опубликовала на своем канале в YouTube перевод обращения Рамзана Кадырова к чеченской диаспоре. Судя по видеозаписи, Кадыров обращается к своим соотечественникам за рубежом с откровенными угрозами. Видеосюжет, в котором рассказывается о обращении Кадырова, размещен в видеоблоге "Кавказского узла".
Материалы о нарушениях прав человека в Чечне, нападках Кадырова на оппозицию и его борьбе с инакомыслящими в республике "Кавказский узел" публикует на тематической странице "Инакомыслие в Чечне". На "Кавказском узле" также опубликована статья "Как поехать в Европу и получить статус "убеженца".
Автор: Алихан Мамсуров источник: корреспондент "Кавказского узла"