Эксперты констатировали рассредоточение кавказских боевиков по России
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".
Убийство Залима Шебзухова и его предполагаемых сторонников в Санкт-Петербурге свидетельствует о том, что кавказские боевики постепенно рассредотачиваются по разным регионам России, считают опрошенные "Кавказским узлом" эксперты. По их мнению, это говорит об ослаблении вооруженного подполья на Кавказе, но также несет дополнительную угрозу, поскольку боевики сохраняют связи между собой.
Как писал "Кавказский узел", 17 августа силовики провели спецоперацию в Санкт-Петербурге, в ходе которой были убиты четыре человека, в том числе один из лидеров боевиков Северного Кавказа Залим Шебзухов. Шебзухов был одним из тех, кто не поддержал присягу северокавказских боевиков "Исламскому государству", признанному в России террористической организацией, а наоборот, призывал боевиков вернуться в "Имарат Кавказ", также запрещенный в России судом.
В разделе "Персоналии" на "Кавказском узле" опубликована биография Залима Шебзухова.
Рассредоточение боевиков по регионам России усиливается
Тот факт, что Шебзухову удалось беспрепятственно добраться с Кавказа до Санкт-Петербурга, означает отсутствие серьезного контроля за передвижением российских граждан, заявил корреспонденту "Кавказского узла" журналист Forbes Орхан Джемаль.
"В современном мире движение везде бесконтрольное – контроль есть только в тюрьме и армии. Проблемы добраться из одной точки страны в другу нет: Россия – государство, где не требуется разрешение на передвижение по ее территории; поймал попутку – и поехал, блокпост проезду не помеха", – констатировал Орхан Джемаль.
В качестве примера он привел случай задержанного в марте в Дагестанских Огнях Наримана Баширова
"Баширов, уже связавшись с подпольем, проживал в Подмосковье аж несколько лет, после чего вернулся на Кавказ и возглавил вооруженную группу", – рассказал Джемаль.
По мнению Джемаля, нельзя исключать, что многие неизвестные широкой общественности главари боевиков могли разъехаться по всей России. Вместе с тем, нельзя сказать, представляют ли они серьезную опасность – у вооруженного подполья не осталось четкой структуры, связи между группировками разорваны и отдельные нападения – это инициативы низов, а не руководителей, считает эксперт.
Случай Шебзухова не является уникальным, кавказские боевики начали уезжать в разные регионы России задолго до прихода в регион ИГ (организация запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), отметил член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко
"Причина тому – непростая ситуация для их деятельности на Кавказе, а также невозможность совершить нечто серьезное. Ислам вообще сильно расползается по всей России – и речь не только о Москве, но и об Урале, Дальнем Востоке, где в связи с возникновением интернациональных террористических организаций для боевиков появляется обширное поле для деятельности", – заявил корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
На данный момент, по оценке эксперта, подобная интеграция не опасна, но она будет продолжаться.
"Как ислам развивается и движется, так и радикалам везде найдется место – что в Астрахани, что в Оренбурге, что в Иркутске", – считает эксперт.
Достаточным техническим обеспечением для того, чтобы отслеживать перемещение активных и потенциальных боевиков, силовые структуры не располагают, опасается Малашенко. По его мнению, у силовиков нет оснований рассматривать версию о том, что Шебзухов, находясь в Санкт-Петербурге, мог готовить теракт.
С тем, что Шебзухов приехал в Санкт-Петербург не для осуществления террористической атаки, согласен и старший научный сотрудник Центра этнополитических исследований Института этнологии и антропологии РАН Ахмет Ярлыкапов.
"Слабо верится, что боевик приехал лично устраивать теракт – это не его уровень. Возможно, Шебзухов пытался "выйти из игры" и уехать в Финляндию", – предположил Ярлыкапов.
При этом, по мнению Ярлыкапова, переезд Шебзухова из Кабардино-Балкарии "контролировался оперативниками".
По официальным данным, кроме Шебзухова, в спецоперации в Санкт-Петербурге были убиты Астемир Шериев, Вячеслав Ныров и их пособник, также уроженец Кабардино-Балкарии. После убийства власти Кабардино-Балкарии объявили о "локализации" деятельности подполья в республике.
Лидеры боевиков не обладают прежним авторитетом
Сейчас на Кавказе среди боевиков нет ярких и харизматичных лидеров, считает Орхан Джемаль. Эксперт считает это осознанным решением вооруженного подполья – эпоха ярких лидеров, таких как Магомед Сулейманов и Магомедали Вагабов, для кавказских боевиков завершилась, сейчас лидером может оказаться любой член вооруженной группы. По мнению Джемаля, это связано с приходом в регион "Исламского государства" (организация запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла"), которое не делает ставку на яркие фигуры.
"Если "Имарат Кавказ" (организация запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") по своей природе был революционной организацией и активно занимался пиаром, презентуя себя обществу и соблазняя его, то у ИГ (организация запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") абсолютно иной формат, структура действует "в себе", – сказал Джемаль.
С тем, что лидеры среди кавказских боевиков оказываются легко заменяемыми фигурами, согласен и Алексей Малашенко.
"Смена лидера ни на что не влияет: сегодняшний лидер – это даже не полевой командир, а лидер небольшой группы. Это не тот человек, кто может всех собрать и организовать. Если напрячься, можно вспомнить штук 15 лидеров, которые были ликвидированы и чья деятельность осталась без итога", – сказал корреспонденту "Кавказского узла" Малашенко.
Возможно, что у вооруженных групп кавказских боевиков и есть общие лидеры, но в последнее время они стали гораздо более скрытными и не афишируют свои имена, предположил Ахмет Ярлыкапов.
"Командиры осторожничают, и таких людей, которые во время расцвета "Имарата Кавказ" (организация запрещена в России судом - прим. "Кавказского узла") открыто декларировали свои имена, нет. Подполье адаптируется к ситуации", – рассказал корреспонденту "Кавказского узла" Ярлыкапов.
С убийством Шебзухова тенденция к рассредоточению членов вооруженного подполья может только усилиться, опасается эксперт.
"Не исключено, что "имаратчики", как люди неприкаянные, расползутся по территории России. Вне всяких сомнений, это опасно: боевики сохранят связи", – подчеркнул Ярлыкапов.
В разделе "Справочник" на "Кавказском узле" опубликованы статьи "Выходцы с Кавказа в рядах ИГИЛ" и "Имарат Кавказ" (обе упомянутые организации запрещены в России судом и признаны террористическими).
источник: корреспондент "Кавказского узла"