09 июля 2012, 19:35

Кааба

НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО "МЕМО", ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО "МЕМО".

Кааба, ал-КА'БА (Кааба; "куб") — главное святилище ислама, в сторону которого все мусульмане обращаются во время молитвы (кибла). Ежегодное паломничество к ней — один из главных элементов исламского ритуала (хаджж, умра). Считается земным воплощением ал-Каабы, находящейся на небесах.

Ал-Кааба расположена в центре главной мечети Мекки (ал-Масджид ал-Харам) и представляет собой каменное здание высотой 15 м. и с основанием 12x10 м. Углы ал-Каабы расположены примерно в направлении частей света.

Восточный угол называется ар-рукн ал-асвад ("черный угол") или просто ар-рукн. В него на высоте примерно 1,5 м. вделан заключенный в серебряное обрамление "черный камень" (ал-хаджар ал-асвад) — главный предмет поклонения в ал-Каабе, символ могущества Аллаха, посланный им на землю людям. В настоящее время он состоит из трех соединенных вместе обломков черновато-красного цвета; предположительно имеет метеоритное происхождение.

Северный угол называется иракским (ар-рукн ал-ираки), западный — сирийским (ар-рукн аш-шами), а южный — йеменским (ар-рукн ал-йамани). Обычно ал-Кааба покрыта сшитыми черными полотнищами (кисва), на которых золотом в бордюре и в медальонах вышиты коранические айаты, касающиеся ал-Каабы и хаджа.

В северо-восточной стене имеется дверь, также закрытая покрывалом и возвышающаяся над землей примерно на 2 м. Во время посещения и очищения внутренней части ал-Каабы к двери приставляют лестницу. Внутри находятся три колонны, висят многочисленные лампы, расписанные эмалью, хранятся дарственные списки Корана.

Часть стены между дверью и "черным камнем" называется ал-мултазам, около нее произносят молитву, считающуюся особо угодной Аллаху. С крыши северо-западной стены выступает позолоченный сток для воды, называемый ал-мизаб или мизаб ар-рахма. Часть ал-Каабы между ним и западным углом считается собственно киблой. У северо-восточной стены полукруглая стенка (ал-хатим) отгораживает ал-хиджр (или хиджр Ис-маил) — место, куда паломники не заходят во время тавафа (семикратного обхода вокруг Каабы во время хаджжа); при Ибрахиме оно якобы было частью ал-Каабы, и там, по легенде, похоронены Исмаил и его мать Хаджар.

Ал-Каабу окружает мощеная дорожка, по которой паломники совершают ритуальные обходы святилища (таваф). Напротив двери находится "макам Ибрахим"— сооружение, содержащее камень, на котором якобы стоял Ибрахим, когда восстанавливал ал-Каабу. На нем видны следы человеческих ног. Почти напротив "черного камня" находится священный источник Замзам.

Ал-Кааба и почитаемые в ней предметы представляют собой остатки святилища очень древнего типа, восходящего к религиозным и космогоническим представлениям первых семитов. В доисламской Аравии существовало немало аналогичных святилищ, связанных, как и ал-Кааба, с "запретной территорией" (харам), ярмаркой, поклонением разным идолам. Согласно преданию, внутри мекканской ал-Каабы во времена молодости Пророка Мухаммада находился идол Хубала — божества-покровителя Мекки, а вокруг нее было установлено 360 идолов божеств, почитавшихся в разных местах Аравии. Внутри ее на стенах якобы были изображения библейских и евангельских персонажей.

Согласно мусульманским легендам, "черный камень" — белый яхонт из рая, он был дарован Аллахом Адаму, когда тот, сброшенный на землю, добрался до Мекки. Черным он стал позже из-за грехов и порочности людей, для того чтобы они не увидели рай, который можно было рассмотреть в глубине камня (увидевший рай должен попасть именно туда после смерти). Адам построил над ним первое здание или поставил палатку, а собственно ал-Каабу возвел его сын Шис (Сиф). Во время потопа ал-Кааба была поднята в воздух. Затем она разрушилась, и, когда Ибрахим поселил в Мекке своего сына Исмаила, Аллах приказал пророку восстановить основание ал-Каабы. Ибрахим выполнил приказ, завещав всем верующим в Аллаха совершать к ней паломничество.

Забота об ал-Каабе затем поочередно лежала на сменявших друг друга в Мекке племенах — джурхум, хузай, курайш. Ал-Кааба не раз ветшала и разрушалась паводковыми водами. Около 600 г. курайшиты (племя, из которого происходит Пророк Мухаммад) предприняли очередной ремонт ал-Каабы, которым руководил византийский мастер, оказавшийся на борту корабля, потерпевшего крушение в Красном море. Он оставил на ее стенах изображения Марйам и Исы. Согласно легенде, Мухаммад, которому было тогда 25-30 лет, участвовал в ремонтных работах, и тогда же якобы он впервые услышал голос с небес.

Уже в мекканских сурах утверждается, что Аллах — господин ал-Каабы, называемой ал-байт или ал-байт ал-мамур. В Коране есть клятвы ал-Каабой наряду со священными книгами и горой Синай. Верующие называются "ахл ал-байт" — "народом ал-Каабы", сама она — "ал-байт ал-атик" — "древний Дом".

Значение ал-Каабы для ислама резко возросло, когда в Йасрибе (Медине) она была объявлена киблой (до этого молились, обращаясь лицом к Иерусалиму). 

Ал-Кааба сыграла огромную роль в формировании ислама как отдельной религии, религии с аравийскими корнями. Коран выделяет легенду (возможно, докораническую) о том, что Ибрахим был приведен богом в Мекку, что он, первый ханиф (благочестивый человек, отвергший поклонение племенным идолам и поклоняющийся единому богу) и мусульманин, отстроил вместе с сыном Исмаилом здание ал-Каабы и, более того, установил обряд паломничества к ней. Возрождая религию Ибрахима, ислам как бы возрождал правильный обряд поклонения ал-Каабе, называемой в мединских сурах ал-байт, байт ал-харам, ал-байт ал-мухаррам или байти ("мой дом", т. е. "дом Аллаха").

Ал-Кааба упоминается как главное святое место ислама. Коран отмечает, что многобожники не в состоянии защитить ал-Каабу, а их обряды поклонения ей бессмысленны (коранические упоминания ал-Каабы в Коране в сурах и аятах: 2:125/119—127/121, 158/153; 3:96/90— 97/91; 5:2, 95/96—97/98; 8:34—35; 11:73/76; 14:37/40; 22:26/27—29/30, 33/34—34/35; 33:33; 52:4; 106:3).

Освобождение ал-Каабы от неверующих и очищение ее от идолов стало задачей Мухаммада, как до него — Ибрахима. В 628 г. после договора между мусульманами и мекканцами в ал-Худайбии мусульмане получили право паломничества к ал-Каабе. Возглавляемые Мухаммадом, они совершили малое паломничество в 629 г., а в 630 г. Мекка была занята мусульманами и стоявшие вокруг ал-Каабы идолы и находившийся внутри идол Хубала и росписи уничтожены.

Согласно легенде, Мухаммад лично спас от уничтожения только изображения Марйам и Исы, позднее ликвидированные. В 630 г. под руководством сподвижника Мухаммада Абу Бакра совершается первый настоящий мусульманский хадж, в связи с которым ниспосылаются откровения, устанавливающие его правила и объявляющие о полном разрыве с "многобожниками" (Коран 9:1 —12, 28-36 — 37). Язычникам запрещалось участвовать в хадже. В 631 г. Пророк Мухаммад возглавил последнее для него паломничество.

В 30-х годах VII в.,  при халифе Умаре, были снесены стоявшие рядом с ал-Каабой дома и вокруг нее построена мечеть — ал-Масджид ал-Харам. В 683 г. после обстрела ал-Каабы омейядскими войсками, воевавшими против объявившего себя халифом Абд Аллаха б. аз-Зубайра, последний предпринял ее перестройку, претендуя на то, что он выполняет замысел Мухаммада и возвращает ал-Каабе ее древний вид, какой она имела при Ибрахиме.

Ал-Кааба была расширена, в нее был включен и ал-хиджр. В 693 г. после разгрома Ибн аз-Зубайра перестройки были ликвидированы, и ал-Кааба приобрела свой прежний вид, который она в основном сохраняет и по сей день. В 929 г. Мекка была захвачена карматами (участниками крупного религиозно-политического учения, потрясшего в конце IX-начале Х в. Аббасидский халифат), они увезли с собой "черный камень", вернуть который удалось только через 20 лет. Постепенно вокруг ал-Каабы возникло много различных сооружений, среди них — кафедры основных мусульманских мазхабов. Они были ликвидированы во время больших ремонтных работ 50-60-х годов, проведенных саудийскими правителями — ваххабитами.

В 1980 г. Мекканская мечеть и ал-Кааба были захвачены группой мусульманских экстремистов, объявивших о появлении махди — Абд Аллаха ал-Кахтани. Через две недели мечеть была взята штурмом и мятежники уничтожены.

Ал-Кааба была и остается важнейшим центром и символом единства для мусульман всего мира. Ее святость и особую роль признают все течения ислама.

Источники:

  1. Ислам. Энциклопедический словарь. М.: "Наука", 1991;
  2. Коран. Пер. и коммент. И.Ю. Крачковского. М., 1963;
  3. Резван Е.А. Коран и его мир. Спб: Петербургское востоковедение, 2001;
  4. Уотт У.М. Мухаммад в Мекке. М.-Спб.: "Диля", 2006;
  5. Burckhardt J.L. Travels in Arabia. London, 1929;
  6. KA'BA //  The Encyclopaedia of Islam. New Edition.  Prepared by a number of  leading orientalists. Edited by  E.van Donzel, B. Lewis and Ch. Pellat. Leiden, E.J. Brill,London, Luzac& CO, 1997 .Vol. IV. P. 317 - 322.

Автор: Кавказский Узел

Гласность помогает решить проблемы. Отправь сообщение, фото и видео на «Кавказский узел» через мессенджеры
Фото и видео для публикации нужно присылать именно через Telegram, выбирая при этом функцию «Отправить файл» вместо «Отправить фото» или «Отправить видео». Каналы Telegram и Whatsapp более безопасны для передачи информации, чем обычные SMS. Кнопки работают при установленных приложении Telegram и WhatsApp. Номер для Телеграм и WhatsApp +49 1577 2317856.
Лента новостей
НАСТОЯЩИЙ МАТЕРИАЛ (ИНФОРМАЦИЯ) ПРОИЗВЕДЕН И РАСПРОСТРАНЕН ИНОСТРАННЫМ АГЕНТОМ ООО “МЕМО”, ЛИБО КАСАЕТСЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНОСТРАННОГО АГЕНТА ООО “МЕМО”.

10 мая 2024, 04:34

  • Политологи скептически оценили версию грузинских спецслужб о подготовке революции

    Служба госбезопасности Грузии выступила с заявлением о подготовке свержения власти в стране, а МВД пообещало жестко разгонять акции протеста. Противники законопроекта «О прозрачности иностранного влияния» не преследуют цели смены власти революционным путем, но если документ будет принят, требования будут ужесточены, указали опрошенные “Кавказским узлом” грузинские политологи.

10 мая 2024, 03:35

  • Кубанские активисты назвали провальной работу властей по вывозу мусора

    Сотрудников муниципалитета в экстренном режиме привлекли к расчистке мусорных завалов в Ейске в ночь на 9 мая, однако относительный порядок навели лишь в местах массовых праздничных мероприятий, рассказали местные жители. В других частях города проблема, по их словам, до сих пор не решена. Мусорная реформа провалилась по всей Кубани, подобная ситуация сложилась даже в краевом центре, отметили активисты.

10 мая 2024, 02:36

  • Военный журналист Уча Абашидзе арестован в Тбилиси

    Полицейские задержали военного журналиста и блогера Учу Абашидзе после обыска в его доме в Тбилиси, вменив ему незаконный оборот оружия. Противники закона об иноагентах собрались возле дома Абашидзе, чтобы поддержать его, после этого силовики задержали некоторых активистов.

10 мая 2024, 01:37

  • Активисты требуют отменить план застройки берега Волги

    Строительство высотного жилого комплекса на территории бывшего грузового порта в Ворошиловском районе Волгограда ведется с многочисленными нарушениями строительных норм и без учета требований благоустройства, заявили активисты "Кавказскому узлу". 

10 мая 2024, 00:38

Персоналии

Еще

«Сафари по-сирийски» - рассказ бывшего боевика
«Сафари по-сирийски» — рассказ бывшего боевика. Полный текст интервью
Архив новостей